Современные учебные материалы, как бумажные, так и цифровые, часто похожи на привычные нам школьные учебники. Большинство «инновационных» пособий не имеют визуальных усовершенствований или интерактивных функций, наводя на студентов преимущественно скуку. Если при этом педагог не может представить материал интересным, необычным образом, ученикам сложно погрузиться в процесс обучения: они не воспринимают информацию или вовсе не хотят учиться. Эффективная мотивация ученика к обучению — один из наиболее действенных способов повысить качество обучения. Технологии виртуальной реальности (Virtual Reality Technologies, VR-технологии) способны коренным образом изменить представление об обучении.
Применение технологий виртуальной реальности в обучении позволяет:
- сделать учебные материалы понятными и интересными для школьников/студентов;
- достичь полного погружения в процесс обучения за счет 3D-визуализации и элементов геймификации.
Конечно, многое зависит от особенностей восприятия: кому-то привычнее и проще воспринимать текст «с листа», т.е. с печатных носителей. Однако для тех, кто легче воспринимает медиа-формат, VR-технологии способны сделать процесс обучения действительно увлекательным. Например, глядя в окно, ученики увидели бы страны и события, о которых рассказывает учитель: историю Киевской Руси, формирование вулканов, миграцию водоплавающих птиц.
Как работает виртуальная реальность?
VR-технологии создают виртуальное пространство, погружающее учеников в мир какой-либо темы, помогая сконцентрироваться на ее изучении. Изучая химическое уравнение в классной комнате, оборудованной с применением VR-технологий, ученики попадают внутрь химической реакции, наблюдая соединение частиц.
Применение технологий виртуальной реальности в обучении позволяет:
- дать школьнику/студенту непосредственный, а не теоретический, опыт;
- уменьшить влияние отвлекающих факторов, препятствующих восприятию информации;
- объяснить сложные для понимания явления и предметы.
Ученые по всему миру поддерживают применение VR-технологий для обучения как способствующих пониманию и запоминанию материала. Любые навыки освоить легче, если тренироваться в интерактивной, трехмерной среде.
Отметим, что VR-технологии — это не только экраны и очки, предназначенные для восприятия информации учениками, это еще и многофункциональная панель для учителя. Учитель получает сигнал с дисплеев, запуская материалы и контролируя прогресс их изучения. Он также может стать частью трехмерной виртуальной реальности, чтобы объяснить происходящие процессы или обратить внимание учеников на какие-либо детали.
Где применяются VR-технологии?
Недостаточно развивать VR-технологии — необходимо также расширять области их применения. На сегодняшний день технологии виртуальной реальности применимы:
В классическом школьном или вузовском образовании:
Не заменяет классического формата, но дополняет занятие пятиминутной VR-симуляцией, поясняющей его содержание;
При дистанционном обучении:
Находясь в разных городах, аватары учителя и студентов могут встретиться в виртуальной классной комнате, симулируя полноценный образовательный процесс в режиме реального времени;
Для самостоятельного обучения:
Используя специальные очки и загрузив курс в App Store или Google Play, можно, к примеру, очутиться в Париже и выучить французский язык, а потом пройти тест на проверку знаний. Например, образовательная компания Unimersiv создала программу House of Languages. Загрузив ее на свой смартфон, вы получаете возможность изучать иностранные языки, посещая виртуальные музеи, аэропорты, кафе, где вас ждут носители языка, а также надписи, брошюры, журналы и меню на изучаемом языке.