В 2021 году Россия отмечает 60-летнюю годовщину первого полета человека в космос.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Для предприятий космического приборостроения это событие стало важнейшим, продемонстрировавшим всему миру научно-технический потенциал ракетно-космической промышленности нашей страны. Предприятия интегрированной структуры РКС и их предшественники внесли неоценимый вклад в подготовку и осуществление этого легендарного полета.Разработки РКС помогли вывести корабль «Восток-1» на орбиту . НИИ-885 (ныне АО «Российские космические системы», РКС) разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.
Задание для младшей категории участников (6-10 лет)
Наша разведка сообщила, что на одной из соседних планетарных систем удалось обнаружить жизнь. Однако, путь туда весьма непрост и опасен: долгий полёт, большая вероятность стычки с космическими пиратами, а самое сложное испытание – это астероидный пояс, представляющий угрозу для целостности судна и жизни экипажа. Советом командиров нашего штаба было решено разработать игровой симулятор, который позволил бы членам экипажа отработать в безопасных условиях маневры, необходимые для преодоления астероидного пояса.
Задание. Советом было принято решение доверить Вам задачу по созданию игровой модели, как самому опытному разработчику Scratch в этой части вселенной. Техническое задание на заседании было сформулировано следующим образом:
— Выбор космического судна, типа астероидов и локаций — остается за Вами. Вы можете использовать как стандартные спрайты и фоны, так и разработать свои, или заимствовать их из глобальной сети
— Симуляция должна длиться 60 секунд. Именно столько времени необходимо для преодоления астероидов по расчетам нашего аналитического центра. В случае успеха, экипаж в симуляторе должен видеть окно, сообщающее об этом. Аналогично и в случае столкновения.
— Движения астероидов воссоздается полностью на Ваше усмотрение, но нам бы хотелось видеть его реализованным через клонирование.
Задания для средней категории участников (11-13 лет)
1 задание. Началась колонизация Марса! Посетить когда-то красную планету вознамерилось огромное количество землян, однако всех одновременно переправить возможности нет. Единственные оснащенные для запуска необходимых для переселения космических аппаратов космодромы, это Байконур и Мыс Канаверал, причём Мыс Канаверал ещё не оборудован должным образом, до начала его эксплуатации осталось 2 года.
С обоих космодромов запускаются одинаковые аппараты, вместимостью в 500 человек,с необходимым грузом.
Задание 1.
Посчитайте, сколько лет потребуется, что бы переправить всех поселенцев на Марс.
Формат ввода:
Вводятся три целых числа:
n — количество переселенцев
x — сколько лет готовится к запуску аппарат с Байконура
y — сколько лет готовится к запуску аппарат с Мыса Канаверал
Все числа — натуральные.
Формат вывода:
одно целое число
Пример реализации программы:
2 задание. В ходе освоения Марса был построен исследовательский комплекс с различными степенями защиты от внешних угроз. Нам известно, что данная планета регулярно подвергается метеоритным дождям, а именно раз в 2 дня 13 часов и 42 минуты. Метеориты, попадая в атмосферу раскалываются на 8 частей, и только четверть из них достигают поверхности планеты, а остальные сгорают при температуре 6549 градусов по Цельсию. В связи с этим, научному сотруднику Алексею, работающему в отделе безопасности данного комплекса, приходится проводить оценку угрозы, исходя из чего делать вывод, подойдет ли пассивный режим обеспечения безопасности для текущего дня или стоит переключиться на аварийный режим.
Задание 2А Вам предстоит помочь Алексею с автоматизацией оценки угроз и написать программу, которая принимает от пользователя два числа – количество метеоритов, которое попадет в атмосферу планеты во время каждого метеоритного дождя, и количество дней, которое купол должен выстоять в автономном режиме после чего вывести на экран количество осколков, которые достигнут планеты за все это время.
Задание 2Б. Вам предстоит помочь Алексею с автоматизацией оценки угроз и написать программу, которая принимает от пользователя сначала одно число n – количество произведенных атак, а после принимает n чисел – количество метеоритов в каждой атаке, после чего вывести на экран количество осколков, которые представляют угрозу.
Контрольный пример выполнения программы (Задание 2А):
Ввод | Вывод |
Количество метеоритов: 4 Количество дней: 2 | Количество осколков, представляющих угрозу: 8 |
Количество метеоритов: 8 Количество дней: 5 | Количество осколков, представляющих угрозу: 32 |
Количество метеоритов: 644 Количество дней: 10 | Количество осколков, представляющих угрозу: 5152 |
Контрольный пример выполнения программы (Задание 2Б):
Ввод | Вывод |
Количество атак: 4 Количество метеоритов: 2 Количество метеоритов: 1 Количество метеоритов: 2 Количество метеоритов: 3 | Количество осколков, представляющих угрозу: 16 |
Количество атак: 2 Количество метеоритов: 5 Количество метеоритов: 1 | Количество осколков, представляющих угрозу: 12 |
Количество атак: 6 Количество метеоритов: 5 Количество метеоритов: 1 Количество метеоритов: 8 Количество метеоритов: 3 Количество метеоритов: 4 Количество метеоритов: 2 | Количество осколков, представляющих угрозу: 46 |
Задания могут быть выполнены на любом языке программирования!
Задание для старшей категории участников (14 -18 лет)
После успешной колонизации Марса, земляне установили тесный контакт с марсианами. Марс богат полезными ископаемыми, однако местные жители в них не заинтересованы. Заключив соглашение с людьми, марсиане готовы обменивать земные предметы и продукты на красные камни. Красные камни — новый вид полупроводников, они очень важны для землян.
Вы — программист межпланетного агентства IT-cube. Вам поступила заявка на разработку ПО от космического грузоперевозчика SpaceY. Необходимо разработать приложение, позволяющее рассчитать оптимальную загрузку корабля и максимальную прибыль от миссии.
Задание.
Требуется разработать приложение (desktop/mobile/web на выбор) с использованием элементов GUI, позволяющее на основе данных введенных пользователем решить оптимизационную задачу.
Пользователь добавляет предметы, которые он хотел бы видеть на корабле. Описание предмета состоит из трех частей: название, вес (тонны), стоимость (красные камни). Пример: книги, 10, 10.
После чего, нажимая на кнопку укомплектовать, должен появится список предметов в котором прибыль от доставки будет максимальна, а их общий вес не превысит грузоподъемности корабля. В случае, когда невозможно провести расчет (нет элементов, общий вес превышает допустимый, стоимость доставки меньше минимальной) пользователь должен получить соответствующее предупреждение.
Максимальная грузоподъёмность и название корабля задается пользователем и должны храниться в базе данных. Набор предметов с их характеристиками должен храниться в базе данных. Миссия не может быть отправлена если планируемый доход меньше 500 красных камней.
Метод оценивания
- Интерфейс:
- Удобство использования
- Дизайн
- Алгоритм:
- Время расчета
- Устойчивость:
- Обработка ошибок
- Функциональность (дополнительные возможности). Пример: меню, сохранение оптимального списка в файл и т.д.
Справка
Предполагается, что добавленная пользователем вещь является уникальной (больше в списке не встречается). Запрещается брать лишь часть от предмета, а также несколько одинаковых предметов.
Оптимизационную задачу можно решить следующими способами:
- Полный перебор комбинаций
- Жадный алгоритм
- Динамическое программирование
Решая задачу динамическим программированием, следует учесть ограничения. Вес и стоимость должны принадлежать положительному множеству целых чисел.